Старинные буддийские изображения в Бамиане были выполнены масляными красками
Во многих европейских учебниках по истории и искусству сказано, что живопись масляными красками стала использоваться в начале 15 ст. Но ученые из Национального научно-исследовательского института культурного достояния (Токио, Япония), Научно-исследовательского центра реставрации музеев Франции (НИЦРМФ), Института сохранения памятников фонда им. Гетти (США) и ESRF недавно выявили на образцах из Бамианских пещер быстровысыхающие масла. Нарисованная в середине 7 ст. н. э. фреска изображает Будду в ярко-красной одежде, сидящим со скрещенными ногами в окружении пальмовых листьев и мифических существ. Ученые обнаружили, что 12 из 50 пещер были разрисованы по технике живописи масляными красками с использованием, возможно, орехового и макового масел. Комбинация синхротронных методов таких, как инфракрасная микроспектроскопия, рентгеновская микрофлюоресценция, рентгеновская абсорбционная микроспектроскопия или микрорентгенография, была решающей для исхода работы. "С одной стороны, картины оформлены в виде наложения множественных слоев, которые могут быть очень тонкими. Тем самым, микрометрический луч, исходящий от синхротронного источника, играет весьма важную роль в анализе каждого отдельного слоя. С другой стороны, эти картины выполнены смесью неорганических пигментов и органических вяжущих веществ, поэтому нам нужно использовать разные методы, чтоб получить полную картину", - объясняет Марин Котт, ученый-исследователь при НИЦРМФ и научный сотрудник при ESRF. Результаты выявили многообразие, как пигментов, так и вяжущих веществ, и ученые установили первичные компоненты и изменяющие смеси. Помимо слоев, выполненных масляной краской, некоторые слои были сделаны из природных смол, протеинов, а в некоторых случаях они были загустевшие и как будто покрытые лаком. Материал, содержащий протеин, может указывать на использование мездрового клея или яиц. В результате анализа различных пигментов ученые выявили широкое применение свинцовых белил. Эти белила часто использовались со времен античности и до наших дней не только в живописи, но и в приготовлении косметических препаратов, к примеру, осветлителей кожи лица. "Это самый ранний четкий пример живописи масляными красками в мире, хотя быстровысыхающие масла уже использовались древними римлянами и египтянами, но только в медицине и косметике", - объясняет Йоко Танигучи, руководитель команды. Творцами картин, вероятно, являются художники, которые путешествовали по Великому шелковому пути - древний торговый путь между западом и Китаем, пересекающий центрально-азиатскую пустыню. Однако исследований этого региона очень мало. "По политическим причинам исследования живописи Центральной Азии проводятся очень редко. Нам повезло получить эту возможность от ЮНЕСКО в рамках проекта охраны объекта мирового наследия Бамиана и изучить эти образцы, и мы надеемся, что будущие исследования смогут дать более глубокие познания техник живописи вдоль Великого шелкового пути и евразийской территории", - говорит Танигучи. Эти результаты были представлены на научной конференции в Японии в прошлом январе, но опубликованы лишь сегодня в выше названном журнале.
Источники: |
|
||||||||||||||||||
|
|