Мраморы Элгина впервые покидают Британский музей
Давний спор об этой скандальной британской коллекции возник на почве Османского правления на территории Афин еще в 19 веке. Равнодушие тогдашнего турецкого правительства, очевидно, позволило английскому дипломату и коллекционеру, лорду Томасу Элджину, увезти мраморные фрагменты Парфенона под предлогом консервации в Лондон. Там он их впоследствии и продал за большую сумму. Долгое время коллекция оставалась частной, и только после давления со стороны влиятельных лиц, обвинявших лорда в вандализме и стяжательстве, Элджин сделал коллекцию достоянием общественности. Юридическая сторона трансфера исторических ценностей до сих пор не ясна. Тем сложнее и безуспешнее старания греческой стороны вернуть свое античное культурное наследие. Тем временем сами экспонаты уже настолько прижились в Лондоне, что стали неотъемлемой частью достопримечательностей музея. Сам Парфенон Афинского акрополя, с которого более двухсот лет назад были сняты мраморные фрагменты, является одной из крупнейших архитектурных достопримечательностей античного мира. Его строительство проходило под пристальным руководством самого великого мастера Фидия (того самого создателя одного из семи чудес античного мира – статуи Зевса в Олимпии). В пропорциях Парфенона прослеживается золотое сечение, настолько совершенна его конструкция. Помимо всего прочего, храм, посвященный богине Афине, являлся еще и ключевым сакральным узлом Афин 5 века до н.э. Элементы, нынче известные как мраморы Элгина, опоясывали храм по периметру в виде барельефного фриза. Их общая длина – 75 метров. Непрерывный мотив внешнего убранства объединяет образы жителей города из самых разных слоев, участвующих в торжественном и самом важном религиозном празднике античных Афин – Панафинейском шествии в честь богини Афины. Более половины барельефа «Панафинейская процессия» была вывезена в Британию, где хранится и по сей день. Вполне очевидно, что и сам храм, его знаменитый барельеф, и акрополь, в который вписывается этот архитектурный ансамбль, объедены единой сакральной идеей – ключевым божеством и покровительницей города Афиной. Именно поэтому разлучение этих взаимосвязанных элементов столь болезненно воспринимается греческими археологами и деятелями культуры. Полуразрушенный Парфенон продолжает возвышаться над столицей Греции и сегодня. Греки уже принимают все усилия по восстановлению Парфенона. Они создали подходящее музейное пространство, которое ждет своего часа, чтобы по праву стать хранителем Британской коллекции. Помимо плит барельефного пояса Элджином были также вывезены статуи, 17 из которых также теперь находятся в Британском музее. Среди них статуи Афины, Зевса, Посейдона и речного бога Илиссоса, того самого который теперь передан во временное пользование Эрмитажа. Дружба Британского музея и Эрмитажа как двух ключевых музеев Европейского просвещения известна давно. В отличие от Греции сотрудничество с Россией очевидно не представляет угрозы. Проблема же передачи мраморов Греции стоит особо остро для Британии, ведь есть серьезное опасение, что передача мраморов повлечет за собой цепную реакцию похожих требований других стран. В таком случае знаменитое всемирное наследие Великобритании, столь привлекательное для туристов со всего мира, потерпит серьезный удар. Потому пока, вероятно, и безопаснее иметь дело с Россией, которая уж точно не станет претендентом на скандальную коллекцию, какими бы сложными сегодня ни были отношения двух стран. Статуя речного бога Илиссоса пробудет в Питере с субботы до 18 января 2015 года.
Также по теме:
|
|
||||||||||||||||||
|
|